Власти ищут стимулы для отечественного автопрома на фоне стагнации авторынка. Премьер Дмитрий Медведев отправился вчера на Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), где провел совещание о поддержке отрасли. Россияне в этом году демонстрируют вялый спрос на новые автомобили, а это значит, что производство вот-вот начнет сокращаться. Производители предлагают приучить к отечественным автомобилям российских чиновников, которые в выборе автотранспорта часто оказываются непатриотичными. Вчера премьер Дмитрий Медведев посетил ГАЗ в Нижнем Новгороде, где принял участие в запуске серийного производства автомашины «Газель NEXT»
Затем он провел совещание о мерах по развитию автоиндустрии и обратил внимание на снижение объемов продаж легковых автомобилей в РФ. «Нужно проанализировать, что это. То ли действительно рынок вышел на параметры достаточности, то ли это общее сжатие экономики, то ли что-то еще», – сказал премьер.
По официальным данным, в 2012 году объем производства автомобилей всех типов, включая иностранные бренды, вырос в РФ на 12,2% по отношению к 2011 году и составил около 2,2 млн. штук. По итогам января–февраля 2013 года выпуск вырос на 1,1% к аналогичному периоду прошлого года и составил 313 тыс. штук. Но такие, казалось бы, неплохие показатели еще не свидетельствуют о хороших перспективах отрасли.
В этом году население демонстрирует вялый спрос на новые автомобили. И предприятия не могут работать на склад, где уже скопились нераскупленные автомобили прошлогоднего модельного ряда. Участники рынка в марте сообщали, что товарные остатки на складах сейчас достигают 200–300 тыс. штук. Скорее всего они будут реализовываться по дисконтным программам, а это, в свою очередь, может еще больше снизить спрос на новые марки и скорректировать объемы автопроизводства.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в марте этого года авторынок РФ просел сразу на 4% по отношению к марту 2012-го, речь идет о продажах как отечественных, так и импортных новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Этот спад свидетельствует о кризисных процессах на авторынке. Как было замечено наблюдателями, спад произошел впервые начиная с марта 2010 года. За январь–март 2013 года рынок остался на том же уровне, что и в аналогичный период прошлого года. Авторынок балансирует между стагнацией и рецессией.
Одна из возможных причин торможения рынка – затянувшийся зимний сезон, поэтому есть надежда, что с наступлением весны продажи оживут. В этом году не стоит ожидать рекордов, будет продано примерно столько же автомобилей, сколько и в 2012-м, – около 2,9 миллиона штук. Между тем стоит отметить, что продажи некоторых популярных марок в этом году все же уверенно растут.
Развивать автопром при чахнущем спросе непросто. Видимо, поэтому власти и производители ищут какие-то иные стимулы для отрасли. Так, владелец Группы ГАЗ Олег Дерипаска предложил вчера создать автомобиль для первых лиц государства на базе существующих отечественных платформ. Напомним, что в советские годы на автомобилях марки «Чайка» (производство ГАЗа) ездили все члены Политбюро ЦК КПСС. А сегодня российские чиновники отдают предпочтение в основном солидным иностранным маркам.
По словам бизнесмена, у Горьковского автозавода есть решение. «Его нужно доработать, это не очень дешевое удовольствие, но в конце будет продукт, который будет использоваться не только для единичных решений, а как массовая машина для бюрократии», – пояснил Дерипаска.
Опрошенные эксперты согласились, что затянувшаяся зима действительно могла охладить пыл российских покупателей, однако это не единственная причина сокращения продаж. Директор департамента развития и маркетинга компании «Автолокатор» Глеб Славутский отнес к причинам спада также общее обновление модельного ряда – люди не торопятся с покупками в ожидании новых предложений от автопроизводителей. «Кроме того, необходимо учитывать высокое насыщение рынка. Например, на сегодняшний день сильно падает спрос на бюджетные модели класса С, им покупатели предпочитают дешевые кроссоверы», – отметил Славутский.
Наиболее эффективно простимулировать к приобретению автомобилей покупателей могут программы лояльности, различные акции, скидки. «На этом могли бы сыграть отечественные производители, если предложат привлекательные для покупателей условия приобретения автомобилей». Между тем, в ближайшие несколько месяцев авторынок вряд ли преодолеет стагнацию, но затем ситуация может стабилизироваться, к концу года рост автомобильного рынка может составить от 2 до 5%. Подробнее в источнике