Тотальный контроль. В автомобильные номера встроят микрочипы
8 (800) 200-52-50 по будням с 9.15 до 17.45
Онлайн мониторинг

Отдел продаж

8 (800) 200-52-50
RU
8 (800) 200-52-50 Звонок по России бесплатный
+7 (495) 974 25 25 по будням с 9.15 до 17.45

Новости

Будьте в курсе важных событий
и новых продуктов
22.08.2013

Тотальный контроль. В автомобильные номера встроят микрочипы

Тотальный контроль. В автомобильные номера встроят микрочипы
Видимо озабоченный тем, что часть водителей скрывается от ответственности, пряча автономера или их часть, премьер-министр России Дмитрий Медведев предложил встроить в регистрационные знаки микрочип. Распоряжение «подготовить предложения по обязательному использованию в автомобильных номерах микрочипов с технологией радиочастотной идентификации (RFID)» было отдано четырём министерствам: внутренних дел, связи, промышленной торговли и финансов. 

Суть технологии
RFID (Radio Frequency Identification — радиочастотная идентификация) — способ автоматической идентификации объектов, при котором с помощью радиосигналов считываются данные, хранящиеся в RFID-метках. Система состоит из источника, излучающего сигналы, и считывающего устройства. Радиус действия зависит от настроек и бывает ближним (до 0,2 м), средним (до 5 м) и дальним (до 100 м). Идентификация практически не имеет погрешностей, а размеры радиометок составляют 0,09–0,18 микрон и могут быть встроены в любой материал. Самыми популярными примерами использования радиометок в России являются билеты на общественный транспорт крупных городов.

С технической точки зрения, применение радиочастотных меток в автономерах позволит опознать автомобиль с расстояния до 100 м при любом состоянии номерных знаков и, следовательно, получить всю информацию о транспортном средстве. Подобное распознавание не зависит от погодных условий, освещённости и прочих факторов визуального восприятия.

17-500x500.jpgТехнический директор компании «Автолокатор» Дмитрий Кучеров считает, что «основная цель оснащения автомобильных номеров RFID метками — контроль перемещающегося автотранспорта в режиме реального времени. Стоит отметить, что RFID-метки могут быть установлены в любую часть автомобиля, и они не подвержены воздействию погодных условий. Её установка в номерной знак делает привязку непосредственно к знаку, а не к автомобилю, то есть фактически идёт наблюдение за номерным знаком. Сегодня контроль регистрационных знаков осуществляется посредством камер видеонаблюдения, которые работают на всех постах ДПС и на дорожных магистралях».


Финансовая составляющая
Всплеск использования радиометок в мире пришёлся на середину 2000-х. Именно тогда появились их стандарты, и технологии стали внедряться в различные пропускные и платёжные системы. В России этот процесс идёт медленнее, и по оценке специалистов Минпромторга, российский рынок RFID-систем находится в процессе становления, так что предложение в этом сегменте существенно превышает спрос, соответственно, он имеет большой потенциал для роста.

В стране существуют несколько независимых производителей RFID-систем, которые все поддерживаются ГК «Роснано». Первым среди них было совместное российско-итальянское предприятие Galileo Vacuum Systems spa, позже Научно-исследовательский институт молекулярной электроники (НИИМЭ) и завод «Микрон». Также по инициативе ОАО «Авангард» (НИТИ-18) в Санкт-Петербурге создаётся серийное производство приборов и систем радиочастотной идентификации, выпуск которых должен начаться в ближайшее время.

По мнению координатора сообщества «Синие ведёрки» Петра Шкуматова, идея введения радиометок — мёртворождённая: «В первую очередь возникает вопрос, как они будут работать в связке с уже существующими системами фото- и видеофиксации. Поскольку RFID-метки отвечают только за идентификацию и определение местонахождения, причём в последнем дублируют уже существующие и повсеместно применяемые GPS и ГЛОНАСС. RFID-система никак не связана с оборудованием, следящим за нарушениями ПДД, с той же «Стрелкой», которая является одной из лучших в мире по выполнению поставленных задач. И ещё такой момент: каждая радиометка стоит около 100 евро, в России более 40 миллионов транспортных средств. Даже если не будут сильно воровать, то бюджет получается колоссальный. При этом у метки каждые 3 года придётся менять батарейку, а это, по технологическим причинам, герметичности в первую очередь, грозит сменой номерных знаков».

Помимо монтажа RFID-меток в автономера, ещё возникает вопрос об установке принимающих устройств. Скорее всего, они будут и стационарные, и персональные для сотрудников ГИБДД. Их стоимость тоже отнюдь не маленькая, и бюджетных средств пока не выделялось.

Вопросы применения

Дмитрий Кучеров также обеспокоен тем, какая информация будет привязана к радиометке: «например, мы, предоставляя потребителю сервисы на основе навигации ГЛОНАСС/GPS, опираемся в своей работе на VIN автомобиля. К нему идёт привязка информации по техническому состоянию автомобиля, пройденному ТО и др. При необходимости эти данные могут предоставляться в ГИБДД, как, например, сейчас мы в онлайн-режиме за счёт IT-интеграции передаём информацию по попыткам угона автомобиля или другим происшествиям в правоохранительные органы. В данном случае всё, что нужно сделать — интегрировать данные по автомобилю в единую систему: номер, VIN, технические параметры, информация о нарушениях, совершённых на данном транспортном средстве и т. д. Использование VIN в данном случае предоставляет иной алгоритм вызова данных из систем ГИБДД в режиме реального времени (VIN-номер, модель, цвет, прохождение ТО, штрафы, владелец и т. д.)».

Представители ГИБДД и технические эксперты говорят о том, что с внедрением RFID-систем должна улучшиться ситуация с угонами, поскольку технология позволяет отслеживать любой автомобиль. Но это хорошо, если следить будут только за украденными машинами, но ведь могут и за всеми. При этом вызывает опасение хранение на радиометке персональных данных, которые при желании могут считаться любым обладателем соответствующего прибора.

Складывается ощущение, что скандалы вокруг российских компаний, занимающихся передовыми технологиями, подталкивают власти к созданию искусственного объекта применения их разработок. Пока предложения только готовятся, но та поддержка, с которой ведомства принялись к исполнению поручения, говорит о том, что оно скорее всего будет принято и технология начнёт внедряться. А расплачиваться за это придётся российским автовладельцам, которые за свои деньги попадают под тотальный контроль.

Читать все новости за август 2013